Некомпетентная региональная власть загнала Калининградскую область в энергетический тупик

Произошедшие в энергосистеме региона самые тяжёлые из всех возможных  системные аварии с полным обесточиванием области и остановом единственной электростанции – Калининградской ТЭЦ-2 показали полную неспособность энергосистемы  в нынешней её конфигурации гарантировать Калининградским потребителям  надёжность энергоснабжения при тех или иных нарушениях в системе. К большому сожалению не  областная, а верховная власть наконец осознала в какой энергетический тупик загнали область известные личности, в угоду желаниям которых,  абсолютно некомпетентной региональной властью во вред региону продвигался заведомо не реализуемый, а теперь абсолютно понятно – окончательно провалившийся  проект Балтийской АЭС. Причин  бедственного состояния энергосистемы много, главное — в течение длительного времени в Правительстве К.О. и ОАО “Янтарьэнерго” энергетикой управляют лица с полным отсутствием компетенции,  не имеющие применительно к энергетике даже начального образования.  Указанное не относится к Калининградской ТЭЦ-2, в силу применённых технологий не способной работать в режиме непрерывно переменных нагрузок и, тем более, аварийных режимах энергосистемы. Для того, чтобы попытаться вырваться из этой ямы, в регион  готовы прийти уже третьи по счёту огромные иностранные инвестиции для строительства в области крайне необходимых  резервных энергоисточников — муниципальных ТЭЦ, предусмотренных научно обоснованной Генеральной схемой развития Калининградской энергосистемы.  Согласно планам Евросоюза не далее 2015г. энергосистемы стран Балтии выйдут из синхронной работы с энергосистемой России, и создадут изолированный режим Калининградской энергосистемы с одной КТЭЦ-2.  В этой ситуации область просто обречена на бесконечные, подобные случившимся сценарии полного обесточивания региона при любых нарушениях в энергосистеме. Срочнейшее строительство в регионе дополнительных энергоисточников – судьбоносный вопрос обеспечения энергетической безопасности Калининградской области, бизнеса и всех, проживающих в регионе. Представленные документы уже доставлены  всем адресатам и в числе других будут главной темой визита в регион В.Путина 20-го или 26.09.2013г..
Ген. директор ООО “УК КалининградЭнергоИнвест”  Юрий Николаевич Злобин Выступление Юрия Злобина на круглом столе — «Балтийская АЭС: проблемы и перспективы развития региона»

Главная трагичность момента состоит в том, что региональная власть, до настоящего времени не осознавшая собственной ответственности за нынешнее бедственное состояние региональной энергетики, практически два губернаторских срока как пустила ситуацию с развалом единого энергетического комплекса области по схеме неуправляемого самотёка. Появление в 2005г. современной КТЭЦ-2 заметно улучшило, отчасти даже спасло, энергетическую ситуацию в регионе, но не решило и не может решить проблему надёжности и устойчивости энергосистемы.

Не обладая необходимой компетенцией, в региональном Правительстве и ОАО «Янтарьэнерго» энергетикой длительное время управляют совершенно случайные люди. Результат этого — полный провал исполнения, научно обоснованной Генеральной схемы развития энергосистемы на 2008-2012гг. с перспективой до 2022г. Считая ситуацию в энергетике благополучной, местная власть при этом обслуживала не интересы региона, а ведомственные интересы РОСАТОМА в нереализуемом, и в итоге провалившемся проекте Балтийской АЭС. В это же время региональная власть сочла необходимым демонстративно отказаться от организованных и предоставленных многомиллиардных иностранных инвестиций, предназначенных для строительства муниципальных ТЭЦ и систем теплоснабжения, а также предусмотренных вышеназванной Генеральной схемой, конкретно указавшей, что без строительства новых генерирующих мощностей и дополнительного сетевого строительства обеспечить надёжность энергоснабжения потребителей Калининградской области НЕВОЗМОЖНО!

Указанные действия местной власти привели к потере доверия инвесторов, ускоренной деградации энергосистемы, нанесли непоправимый урон будущему особой экономической зоны и привели к массовому исходу инвесторов, не получивших доступа к источникам электроснабжения. До настоящего времени ответственность за содеянное кого-либо в региональном Правительстве не наступила. Как и ответственность известных лиц в Правительстве К.О. за подмену научно обоснованной разработанной ОАО «Институт «Энергосетьпроект» г.Москва Генеральной схемы Калининградской энергосистемы с перспективой до 2022г. на самиздатовскую, с новыми датами переписанную Схему и Программу перспективного развития электроэнергетики на 2013-2018гг., изготовленную неизвестными лицами из которой полностью удалён ключевой блок Генеральной схемы — развитие генерации, без чего невозможно достичь решения задач обеспечения самодостаточности, маневренности и способности функционирования энергосистемы в изолированном режиме. Т.е. именно тех задач, которые жёстко поставил Президент РФ перед Федеральным и местным Правительством.

Как образец «компетентности» местной власти следует очевидно неверный и заведомо ложный, не соответствующий действительности вывод разработчиков новоявленной Схемы и Программы (лист 47), в дословном изложении о том, что энергетика Калининградской области надёжно и безопасно обеспечивает энергией все отрасли хозяйства региона, мощности которой гарантируют необходимое и бесперебойное обеспечение потребителей энергией установленного качества. Как и то, что налаженные и взаимодействующие энергетические секторы, основа которых современные технологии, создают необходимые предпосылки для дальнейшего роста экономики.

В действительности всё в точности до наоборот!:

Состояние региональной энергосистемы

— Калининградская энергосистема не соответствует главным критериям и нормативам, не обладает элементарной устойчивостью к нарушению режимов;

— Абсолютная зависимость энергетического сектора от поставок газа через территории других государств, при доле монотоплива — газа в топливном балансе равной 100%;

— Прекратили существование все энергоисточники 1937-1950гг постройки;

— В регионе отсутствует возможность подключения к сетям новых потребителей из-за износа, перегруза или отсутствия сетей, а также отсутствия свободных мощностей на ключевых центрах питания (см.рисунок)

12

— Аналогичная, недопустимая ситуация с доступностью электроэнергии и в г. Калининграде, дающем 3/4 регионального ВРП;

12-1

Схема доступности э/энергии для новых потребителей г. Калининграда (март 2013г. с перспективой до 2018г.)

— Из-за отсутствия технической возможности подключения к сетям, множеству заявителей, (юридических и физических лиц), ОАО «Янтарьэнерго» в статусе гарантирующего поставщика в 2006-2012гг отказало в подключении более чем на 320 МВт (40% от максимума потребления в 2012г);

— Более 10 000 заявителей, в т.ч. даже оплативших за подключение к сетям, ожидают наступления этого события более 3-5 лет;

— Износ сетевого комплекса стремительно нарастает и превысил 75%;

— Моральный и физический износ, исчерпание ресурса эксплуатации и трансформаторной мощности с учётом заключённых договоров на подключение, имеет место на всех ключевых ПС-110кВ;

— Пять ПС-110 кВ не имеют резерва и длительное время эксплуатируются с одним трансформатором;

— К 2020 году подавляющее большинство трансформаторов на ПС-110кВ уже будут находиться за границей расчётного срока службы, а сети 110кВ эксплуатироваться свыше 50 лет. Сети 60 кВ ещё немецкой постройки на 1/территории области эксплуатируются более 75 лет (!);

— Недопустимые, наихудшие в России — свыше 20% (!), потери в сетях ОАО «Янтарьэнерго» с учётом сети 330 кВ;
12-2

— В энергосистеме полностью отсутствует резерв генерирующих мощностей с нормативно требуемой мощностью 450МВт при одной современной, но неспособной работать в режиме динамического регулирования КТЭЦ-2 с очень большой единичной мощностью взаимно не резервируемых энергоблоков. При этом абсолютно непрофессиональная, самодельная Схема и Программа электроэнергетики К.О. на 2013-2018гг, при катастрофическом отсутствии в энергосистеме резервных и маневренных генерирующих мощностей, как достаточную меру определяет ввод 60МВт газотурбинными установками мощностью по 6МВт (причём большую часть в тех районах, где газа пока нет даже для бытовых комфорок) с дополнительным запросом для генерации ещё 200 млн.куб.м. газа. Комментировать такие решения невозможно! Как и нет желающих, реализовывать абстрактные проекты;

— Отсутствует возможность энергоснабжения для реализации в регионе ни одного крупного инвестиционного проекта, из намеченных, Федеральных и региональных проектов – судоверфь (18МВт), глубоководный морской порт (150МВт), туристическая и курортная инфраструктура (60-70МВт), промышленные зоны К.О. (160МВт) – для этого нет ни сетей, ни энергоисточников;

— В г. Калининграде и прилегающих территориях в принципе отсутствует электросетевая инфраструктура, необходимая для подключения объектов чемпионата мира по футболу 2018г (стадион, спортивные тренировочные базы и стадионы, развлекательные центры, десятки гостиниц, предприятий общественного питания и др.) с потребностью в электрической мощности (также отсутствующей) не менее 50-60 МВт. Затраты на эти мероприятия могут составить до 3,5 — 4,0 млрд. рублей и не менее 3-4 лет на практическую реализацию. До настоящего времени по этому вопросу нет ни источников финансирования, ни даже предварительных проработок;

— Абсолютно провалена (с исполнением менее 5%) Программа модернизации электросетевого комплекса региона на 2008-2012 г.г., в результате чего износ основных фондов увеличился более чем на 7% и превысил 75%;

— В маленькой (по масштабам России) Калининградской области в 2012 г. произошло 700 (Семьсот!) зарегистрированных случаев нарушения электроснабжения потребителей;
12-3

— Кроме этого для полного осознания истинного «рассыпающегося» состояния электросетевого комплекса ОАО «Янтарьэнерго», (в понимании — Калининградской области), необходимо приведение следующей схемы:
12-4

— При номинальных сезонных избытках генерирующей мощности и экспорте части электроэнергии в Литву по сети 330кВ, абсолютно исчерпавший себя сетевой комплекс региона и отсутствие развитой сетевой инфраструктуры 110,15,6,кВ, давно сделали электроэнергию недоступной для собственных потребителей. Напоминаем, отказано в подключении к сетям заявителям более чем на 320МВт. К тому же проекты региона с необеспеченной потребностью в мощности более чем на 400МВт и более чем на 10 000 неподключённых заявителей, с которыми заключены договоры на подключение с потребностью не менее чем на 70-80МВт. Этой информацией развенчиваются мифы о наличии избыточной мощности генерации и достаточной энергообеспеченности Калининградской области. Более того, достигнутый максимум потребления 807МВт превышает возможности выработки КТЭЦ-2 из-за зимних ограничений по газу

— Для срочного принятия кадровых решений на региональном уровне, персонально обращаем Ваше внимание на отсутствие в регионе даже самого понятия административной управляемости энергетикой, в виду полного отсутствия сколько-нибудь компетентных руководителей в региональном Правительстве и сетевой компании. Эта ситуация длится многие годы при неуклонно стареющем и разваливающемся энергетическом комплексе.

-Указанное самым ярким образом демонстрирует тот факт, что разрабатываемые, утверждаемые и согласовываемые одними и теми чиновниками Схема и Программа развития электроэнергетики К.О. на 2013-2018г и Инвестиционная Программа ОАО «Янтарьэнерго» на 2013-2018гг. , обязанные быть идентичными, во многом не соответствуют друг другу по объёмам нового строительства, перевооружения или реконструкции.

Так, инвестиционная программа ОАО «Янтарьэнерго», как минимум, на 40% не имеющая доказательного финансового обеспечения на заявленные объёмы работ, вообще не предусматривает нового строительства ВЛ-330,110кВ. Не предусмотрено строительство 10-ти из 14 новых ПС-110кВ и, соответственно, отпаек от ВЛ и заходов к ПС. Также не предусмотрена реконструкция 10шт. ВЛ-110кВ из 14, заложенных в Программе развития. Это означает, что в данных сценариях цели модернизации сетевого комплекса не будут достигнуты в ближайшее десятилетие.

Кроме этого вызывает недоумение, что модернизация ВЛ-110кВ, ПС-110кВ и новое строительство практически всех, включённых в инвестпрограмму ПС-110кВ отнесены в конец срока действия программы на 2016-2018гг. Указанное абсолютно не отвечает требованиям сложившейся ситуации и предопределяет отсутствие каких-либо улучшений в сетевом комплексе в течение нескольких ближайших лет. При этом инвестпрограмма ОАО «Янтарьэнерго» вообще не предусматривает строительства электросетевой инфраструктуры для объектов ЧМ-2018г по футболу.

В даже самых лучших сценариях обеспечения финансированием инвестпрограммы ОАО «Янтарьэнерго», первые результаты её освоения,-1,5 % за 1-е полугодие 2013г., свидетельствуют о том, что модернизация сетевого комплека до полного развала будет длиться не пятилетку, а десятилетия… О какой надёжности энергосистемы и развитии Калининградской области может идти речь в данной ситуации?

— Как об одном из самых трагических для энергосистемы обстоятельств информируем Вас о том, что из-за необходимости ремонтов и устранения дефектов на газопроводе, единственная КТЭЦ-2 с момента пуска в 2005г. останавливалась 25 (Двадцать пять!) раз, а в течении этого времени электроэнергия на территории области вообще не вырабатывалась. Кроме того, в связи с тем, что срок эксплуатации однониточного газопровода Минск – Вильнюс – Каунас — Калининград, проходящего через территории Белоруси и Литвы уже превышает 35 лет, он эксплуатируется с пониженным давлением газа, повторение подобных сценариев в будущем не только не исключается, но конкретно прогнозируется.

Более того, с последовательной реализацией Литвой директив 3-го Энергопакета Евросоюза и утратой Газпромом права владения и управления данным газопроводом на территории Литвы не далее сентября 2014г., последствия указанных событий для региональной газовой энергетики и в целом для Калининградской области, могут иметь непредсказуемые или даже катастрофические последствия.

Состояние энергосистемы и энергетической безопасности Калининградской области по итогам экспертного обсуждения в ТПП РФ в июне 2012 г. единодушно оценено как крайне неудовлетворительное, подрывающее фундаментальные, геополитические интересы России, с учётом роли и значении Калининградской области в регионе Балтийского моря.

В существующей конфигурации энергосистема Калининградской области, с предельно изношенным сетевым комплексом и единственной неманевренной КТЭЦ-2, очевидно не способна обеспечить необходимый уровень надёжности и собственной устойчивости и, тем более, гарантировать текущее функционирование и развитие региона. Доказательством этого вывода являются происшедшие в Калининградской энергосистеме самые тяжелые из всех возможных системные аварии , приводившие к полному обесточиванию региона и остановом единственной КТЭЦ-2 с потерей ею собственных нужд.

В условиях предстоящего изолированного режима работы с данным составом оборудования энергосистема Калининградской области вообще не работоспособна.

Предложения по изменению конфигурации и структуры генерирующего оборудования Калининградской энергосистемы,для обеспечения надёжности её работы в изолированном режиме.

— В связи с опасной изношенностью и реальным исчерпанием ресурса электросетевого комплекса региона, на его восстановление и модернизацию, даже в случае привлечения необходимых производственных и финансовых ресурсов (более 30 млрд. руб.), потребуется не менее 10лет.

Тем не менее, считаем, что решение задачи по коренному изменению ситуации с энергетической безопасностью Калининградской области, с принятием предлагаемого нами строительства новых объектов генерации для достижения надёжности и устойчивости энергосистемы не позднее 2016г., ещё возможно.

Программа конкретных действий

Предлагаем Программу конкретных действий, обеспечивающих выполнение поставленной задачи с наименьшими затратами для Государства.

1. Реализация проекта строительства современных, маневренных источников генерации (ТЭЦ), отвечающих мировому уровню экологической и технологической безопасности, предлагается за счёт прямых иностранных инвестиций без участия Федерального и регионального бюджетов.

2. В связи с тем, что с момента принятия Правительством К.О. в 2008г Генеральной схемы развития энергосистемы Калининградской области со сроком действия до 2022г. не произошло абсолютно никаких изменений в конфигурации сетевого комплекса, к которому подключаются объекты генерации, необходимо восстановить законный статус этого документа

3. Данная Генеральная схема полностью соответствует нормативной базе, гарантирует будущее развитие региона и формирование достаточной и маневренной энергосистемы, способной работать в изолированном режиме. В полном соответствии с политикой Минэнерго РФ предусмотрено, обосновано и просчитано распределённое строительство в крупных, самых энергодефицитных муниципалитетах, дополнительных маневренных муниципальных энергоисточников – Приморской ТЭЦ, Светловской ТЭЦ, Черняховской ТЭЦ, Гусевской ТЭЦ, Неманской ТЭЦ высокого давления с применением классического парового цикла на кузнецком угле (две) и местном торфе (три), суммарной мощностью 800 МВт.
12-5
Размещение перспективных генерирующих мощностей предусмотренных Генеральной схемой энергосистемы Калининградской области до 2022 г.

4. Предлагаемые ТЭЦ размещаются в центрах дефицита электрических мощностей, где одновременно крайне тяжелая ситуация с теплоснабжением.

5. В отдельных, специальных томах, Генеральной схемы разработаны всевозможные энергетические балансы и режимы с учётом всех вышеперечисленных генерирующих источников. Научно обосновано, что предлагаемые ТЭЦ совместно с Калининградской ТЭЦ-2 обеспечивают устойчивость системы, формируют самодостаточную и управляемую энергосистему, с возможностью гарантированного теплоснабжения потребителей.

6. Для выдачи мощности ТЭЦ и подключения к энергосистеме требуется минимальное сетевое строительство. В предлагаемых проектах ТЭЦ предусматривается возможность неограниченного подключения любых потребителей напрямую от фидеров станций в радиусе 20-25 км.

7. При появлении в Калининградской области предлагаемых энергоисточников, как штатный режим предусматривается нормальная работа энергосистемы в изолированном режиме.

Примечание: При формировании управляемой изолированной энергосистемы обязательное условие наличия не менее 7-10 рассредоточенных энергоисточников с единичной мощностью каждого не более 10-15% от общего энергопотребления. В связи с изложенным для изолированной энергосистемы не могут быть приняты предложения ещё одного крупного энергоисточника.

Выполненные мероприятия, обеспечивающие готовность проекта строительства ТЭЦ для выполнения поручения Президента РФ

1. В соответствии с действующим законодательством строительство Приморской ТЭЦ, Светловской ТЭЦ, Черняховской ТЭЦ, Гусевской ТЭЦ и Неманской ТЭЦ предусмотрено схемой территориального планирования Калининградской области.

2. В предлагаемом проекте выполнен весь, необходимый для начала строительства комплекс обязательных подготовительных работ. От разработки ТЭО строительства ТЭЦ до решения вопросов привлечения в проект иностранных инвестиций, выбора проектных институтов и оформления выделенных площадок строительства, заключения соглашений и долгосрочных договоров с перспективой 50 лет на поставки лучшего кузнецкого угля.

3. Осуществлён выбор поставщиков всей номенклатуры энергетического, размольного и торфодобывающего оборудования из России, Белоруссии и 8-ми Европейских стран. При этом все технические вопросы относительно параметров, характеристик всего спектра оборудования проработаны и решены.

4. Разработаны схемы выдачи мощности предлагаемых ТЭЦ.

5. Разработаны тепловые схемы и генеральные планы предлагаемых ТЭЦ.

6. Получены согласования Федеральных и региональных структур, включая положительные заключения Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на площадки размещения ТЭЦ.

7. В деталях отработаны варианты поставок топлива по железной дороге и морским паромом через порт Усть-Луга.

8. Выполнена научно-исследовательская работа «Оценка использования местных видов топлива (топливного торфа) для нужд топливно-энергетического комплекса Калининградской области». Подтверждено наличие в зоне строительства торфяных ТЭЦ залежей торфа в объёме более 200 млн. т (позволит обеспечить ТЭЦ топливом на период свыше 100 лет);

9. Подготовлены технические задания на разработку проектов.

10. Определена программа действий по стадиям разработки проектов ТЭЦ:

— по проведению государственной экспертизы и получению разрешений на строительство;

— осуществлению процедур по получению лицензий на право деятельности в сфере энергетики, торфодобычи и др., а также сроки поставки всей номенклатуры оборудования.

В производственные программы выбранных лучших европейских и российских заводов-изготовителей заложено первоочередное изготовление оборудования для новых энергетических объектов Калининградской области.

11. Для организации высоких темпов строительства сразу не менее 3-х ТЭЦ мобилизованы 8 крупных энергостроительных и монтажных трестов из России и Р. Беларусь с численностью работников свыше 10 000 человек.

12. Указанные ТЭЦ будут работать на альтернативных газу видах топлива и обеспечат близлежащие города и населённые пункты неограниченными объёмами электроэнергии, централизованным теплоснабжением и круглогодичным горячим водоснабжением, которое отсутствует в регионе повсеместно, за исключением г. Калининграда. Со строительством новых электростанций зависимость Калининградской области от поставок природного газа для целей электро- и теплоэнергетики снизится на 30-40%.

13. В предлагаемом проекте особое внимание уделено экологической составляющей энергоисточников. С учётом особенностей и геополитического расположения К.О. предлагаются полностью безотходные и бессточные электростанции с соблюдением мировых норм по экологической безопасности.

Теплоэлектростанции будут функционировать по схеме полной переработки отходов в строительные материалы и удобрения и очистки стоков, не будут иметь отвалов и сбросов технологических вод.

14. Впервые на постсоветском пространстве будет применена уникальная, новейшая технология совмещённого парогазоудаления с применением специальных градирен, в результате чего эксплуатация ТЭЦ будет осуществляться без дымовых труб, а воздействие на окружающую среду будет минимальным.

15. Для реализации проекта осуществлён подбор профессионально подготовленного кадрового состава, завершена комплектация проекта специалистами всех уровней управленческой и производственной цепочки.

16. На базе низко потенциального, бросового тепла ТЭЦ планируется строительство крупных овощеводческих хозяйств, с применением технологий защищённого грунта.

17В совокупности оценочных показателей, проект по строительству в Калининградской области предлагаемых электростанций находится в самой высокой степени технической, а также организационной готовности, и не требует дополнительных проработок.

Все другие, общие предложения строительства электростанций, не имеющие на данный момент аналогичной предлагаемому проекту фундаментальной предварительной проработки и подготовки строительства (на что требуется не менее 2-х лет), не могут быть начаты ранее 2015г, с пуском первых агрегатов только в 2017-2018 г.г. Реализация же предлагаемого проекта может начаться незамедлительно, после принятия решения в сотрудничестве с региональным Правительством и ОАО «Янтарьэнерго».

Синергетический эффект для Калининградской области от реализации предлагаемого Проекта:

1Прямые иностранные инвестиции в экономику Калининградской области до 1,5 млрд. евро.

2. Обеспечение энергетической безопасности Калининградской области.

3. Создание условий для не дискриминационного доступа потребителей к энергоресурсам, свободное подключение новых объектов для целей развития региона.

4. Развитие централизованного теплоснабжения и круглогодичного горячего водоснабжения в местах размещения новых ТЭЦ.

5. Исключение излишних перетоков электроэнергии по магистральным электрическим сетям, снижение потерь электроэнергии в энергосистеме.

6. Возможность прямого, неограниченного подключения потребителей к фидерам электростанций, что позволит устранить для них палату за транзит электроэнергии по сетям.

7. Не рост, а снижение для потребителей стоимости услуг электро- и теплоснабжения.

8. Диверсификация видов топлива в топливно-энергетическом балансе региона снижение зависимости области от поставок природного газа для целей энергетики на 30-40%.

9 Организация масштабного производства строительных материалов на базе полной переработки золошлаковых отходов электростанций.

10. Развитие крупного промышленного и жилищного (в т. ч. индивидуального) строительства на базе производства стройматериалов, развитие благоустройства и инфраструктуры.

11. Создание на базе электростанций производственных технопарков, агропоселений и рабочих посёлков энергетиков.

12. Возрождение торфяной отрасли с созданием торфодобывающих предприятий.

13. Создание местной топливной промышленности на базе топливного торфа.

14. Развитие крупных тепличных предприятий по производству овощей и витаминной продукции на базе вторичного и уходящего тепла электростанций .

15. Организация производства органо-минеральных удобрений на базе золы и, собственно, торфа, отходов птицеводства и животноводческих комплексов.

16. Разработка и реализация региональной программы повышения плодородия земель с использованием местного торфа.

17. Способствование развитию региональной Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников за счёт привлечения в энергетику и создаваемые производства высококвалифицированных специалистов, а также членов их семей из других государств и регионов Российской Федерации.

18. Внедрение современных инновационных эффективных технологий в энергетике, теплоснабжении, топливо использовании, утилизации отходов, производстве строй-материалов и повышении плодородия почв.

19. Организация в структурах предлагаемых энергообъектов и в создаваемых производствах не менее 3.5 тысячи новых рабочих мест.

20. Появление в регионе нескольких крупных налогоплательщиков, значительное наполнение консолидированного бюджета области.

Первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, заместитель министра РФ по атомной энергии 1998-2002 гг., Профессор, д.т.н. Б.И. Нигматулин

Генеральный директор ООО «Управляющая компания «КалининградЭнергоИнвест», заслуженный работник Минтопэнерго Ю.Н. Злобин

Запись опубликована в рубрике Наши дела. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий